Вдова Паганини





Вы никогда не думали над вопросом - почему вот уже двести лет в списке скрипичных мастеров не появляются новые имена?

А тех, что известны не так уж и много.

Так же как не много скрипок, ИМЕНА которых знает весь мир.

Одно из этих имен носит скрипка работы мастера Джузеппе Гварнери, прозванного дель Джезу. Она находится в музее города Генуи, называясь Вдовой Паганини.

Осенью 1800 года в таверну города Ливорно вошел
нескладный худощавый молодой человек со скрипичным
футляром в руках. За одним из столиков играли в карты.
Молодой человек присоединился к игре. Ему не везло:
деньги быстро таяли, и вскоре молодой человек остался
без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку, пояснив,
что она довольно дорогая. Картежники согласились, и
скрипка тут же была проиграна. Молодой человек просил
вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на вечерний концерт,
но над ним только посмеялись:«Ты же сам ее на кон ставил!
Мы тебя не заставляли!»
Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз
из-за соседнего столика. «Я простой купец из Парижа, – сказал
он, – но люблю музыку и бывал на ваших концертах. Вы –
синьор Никколо Паганини. Так вот, скрипка ваша не из
лучших. Не жалейте о ней. На вечер я дам вам другую.
Ее сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери
дель Джезу, но, можетбыть, ее звук понравится вам».
Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был
очарован.
Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого
не сохранила история. После концерта он отказался принять
скрипку обратно, подарив ее молодому гению. «Не мне,
скромному любителю, на ней играть», – сказал он.
Эта скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь.
Только один раз, перед концертом в Париже, она «заболела»,
и Паганини отнес ее скрипичному мастеру Вильому (к нему
мы еще вернемся). Вильом сумел «вылечить» скрипку, и
растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную
шкатулку. «У меня было две таких шкатулки, – пояснил он.
– Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую
дарю вам, исцелившему душу». До самой смерти Паганини
так и не расстался с этой скрипкой Гварнери. Он завещал
ее музею родного города Генуи. Там ее можно увидеть и
сейчас под именем «Вдова Паганини».
Только если в Геную приезжает выдающийся скрипач,
ему разрешают сыграть на ней.

Скрипка Страдивари
из собрания Мадридского королевского дворца

Так кто же он, тот самый мастер Джузеппе Гварнери,
прозванный дель Джезу и создавший скрипку,
прославившую Паганини? Почему парижский купец
назвал его «никому не известным»?
О Джузеппе Гварнери и теперь известно очень мало,
разве что год рождения – 1698-й. Зато ясно, что ему
завидовал сам Антонио Страдивари. Он говорил, что
его собственные скрипки хотя и превосходят инструменты
Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают
им в силе звука. Правда, Страдивари знал, что Гварнери
считается пьяницей и буяном, а значит, полагал он,
серьезных заказчиков ему не видать. К тому же Страдивари
был очень богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка:
«Богат, как Страдивари». И все же зависть не оставляла
его до конца дней.
Однако Гварнери был арестован и заключен в тюрьму
(за какую именно провинность – не знает никто). Из темницы
он уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме
мастер продолжал создавать скрипки – материалы и
инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом
продававший творения Гварнери за бесценок.
Заслуженная слава пришла к дель Джезу только после смерти…

Эдгар Банди.
«Антонио Страдивари». 1893 год

Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари
тоже безоблачными не назовешь. В мире его инструментов
осталось не так мало, около тысячи. И многие из них
вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому
не удалось проникнутьв тайны божественного звука.
Появилась легенда, что в этих скрипках живет душа Страдивари…

В советское же время в России большевики попросту приказали
конфисковать все инструменты Страдивари, у кого бы они ни
находились, и «национализировать» их.
Знакомая песня, не правда ли? Знаменитое «отнять и поделить»
товарища Шарикова. Правда, как известно, будущий Шариков
играл на балалайке по трактирам и едва ли подозревал о
существовании Страдивари, но сути дела это не меняет.
Итак, в мае 1920 года сотрудник ВЧК, некто Прокофьев (не путать
с композитором!), вышел из поезда на привокзальную площадь
Одессы. В кармане его гимнастерки лежал примечательный
документ, подписанный одним из большевистских лидеров
(не станем называть имен, чтобы у этих деятелей не было славы
Герострата). Текст был таким: «Предоставить подателю сего
т-щу Прокофьеву отдельный классный вагондля поездки в
Одессу и обратно».
Зачем же прибыл в Одессу привилегированный пассажир?
Да вот с тем же пресловутым поручением – найти и конфисковать
все сохранившиеся в Одессе скрипки Страдивари. Забегая
вперед, можно сказать, что он и ему подобные «конфискаторы»
достигли немалых успехов на этом поприще. Часть инструментов
погибла или бесследно пропала в ту эпоху. Счастье, что усилиями
энтузиастов много великих скрипок удалось сохранить. Некоторые
инструменты составили основу Государственной коллекции
уникальных музыкальных инструментов. Здесь и скрипка 1628
года работы Антонио и Джироламо Амати, и виолончель учителя
Страдивари – Николо Амати… В коллекции и альт самого
Страдивари, достойный быть причисленным к лучшим
инструментам мира.
Он принадлежал известному меценату Живаго и был обнаружен
в его доме у Никитских ворот в Москве. Понятно, что наследникам
мецената требовать возвращения их законной собственности едва
ли имеет смысл. Хорошо еще, что альт вообще уцелел.



Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов». Она была привезена
из Италии князем Юсуповым. Ее нашли случайно в тайнике
Юсуповского дворца.

Подделки и
похищения

В 1767 году в семье крепостных графа Шереметева родился
Иван Андреевич Батов, которому суждено было стать одним
из прославленных скрипичных мастеров, «русским Страдивари»,
как его называли. Он учился в Москве, у мастера Владимирова,
и вскоре преподнес Шереметеву виолончель своей работы,
«прекрасную телом и душою».
Растроганный граф дал Батову вольную. Тот открыл мастерскую
и до конца жизни создавал скрипки, пользовавшиеся невероятным
успехом и в России, и за границей.
Ну как тут мошенникам устоять от искуса! Они скупали дешевые
саксонские скрипки, ставили на них батовское клеймо и продавали –
понятно, уже по другой цене.
А вот история одной из удивительных скрипок – считалось, что с
делал ее итальянский мастер по имени Дуиффопругар.
Это первый в мире создатель инструментов, называемых теперь
скрипками. В конце XIX века подлинных инструментов Гаспара
Дуиффопругара было известно всего пять, среди них скрипка
1510 года, подаренная Франциску I. Надо ли упоминать об их
неизмеримой ценности…
И вот сенсация: обнаружена еще одна скрипка! Прелестный
инструмент с завитком, декорированным резной человеческой
головой, и золотыми буквами по бокам: «Я когда-то жил в лесах,
живой я молчал, мертвый же нежно пою». Нижнюю деку украшала к
артина маслом… Долгое время исследователи не сомневались в
авторской принадлежности этой скрипки. Однако выяснилось, что
это всего лишь отличная подделка, и создал ее не кто иной, как… ф
ранцузский мастер Вильом. Да-да, тот самый Вильом, исцеливший
скрипку Паганини! Воистину, неисповедимы пути творцов…Но как бы
то ни было, Вильом – мастер. Обычные жулики со звуком и лаком
возиться не станут, им лишь бы продать – поскорее и подороже.
Такова трагическая судьба скрипки Страдивари, принадлежавшей
Александру I и после его смерти помещенной в Эрмитаж. Оттуда ее
похитили, а когда инструмент нашли в Германии, оказалось, что
воры в целях маскировки смыли неповторимый «коралловый» лак…
Теперь эта скрипка возвращена в Россию, но лишь как музейный
экспонат. Волшебный звук утрачен навсегда.

Тайна лака
Страдивари

Что же за лак смыли со скрипки великого мастера невежественные
похитители? В чем секрет лака Страдивари и других старых итальянских
мастеров? Известно лишь, что этот лак (вернее, несколько его видов,
у каждого мастера свой) отличался особыми свойствами, повторить
которые не удалось еще никому. Многие специалисты считают причиной
упадка скрипичного искусства исчезновение бальзамной сосны и
«драконовой крови» – прозрачной темно-красной смолы, растворимой
в эфирных маслах. Утверждается, что старые итальянцы добывали лаки
и из сандала и шафрана.
Помимо лака, и само дерево, конечно, было также важным компонентом.
Французский ученый Жак Савар доказал, что скорость распространения звука
в еловой древесине превышает таковую в воздухе в 15 раз. На нижнюю деку
брали обычно клен. Черное дерево шло на гриф… Но за два века почти
полностью исчезли «музыкальные» леса. Тот же Вильом в поисках нужного
дерева вынужден был разъезжать по рынкам и скупать старые столы и скамейки.
Словом, сколько бы ни «препарировали» старинные скрипки, сколько бы их
тайн и секретов ни угадывали, превзойти и даже просто скопировать их
чудесное звучание пока не получилось ни у кого.
Да и разве можно повторить волшебство?

Бесплатный конструктор сайтовuCoz