Leerocker1





В сентябре 1997 года в Москве выступал со своим составом Ли Рокер, басист легендарной американской рокабилли-группы СТРЭЙ КЭТС. Сейчас Ли — музыкальный руководитель группы Карла Перкинза и продюсирует альбом и телепрограмму для него. Выйдет все это в следующем году, а кроме Рокера там "гостят": музыканты Элвиса Пресли — Д.Дж. Фонтэна (DJ. Fontana) и Скотти Мур (Scotty Moore), а также Джерри Ли Луис (Jerry Lee Lewis), Том Петти (Torn Petty), Ван Моррисон (Van Morrison), Брайен Сетцер (Brian Setzer). Трио Lee Rocker&BIG BLUE выпустило два альбома: "Big Blue" (Black Top, 1994) и записанный на ранчо Уилли Нелсона "Atomic Boogie Hour" (Black Top, 1997) — огнедышащий гибрид хиллбилли и блюза. В одном турне трио аккомпанировало блтозовому вокалисту Полу Роджерзу (Paul Rogers). А в Москву Рокер привез квартет, исполняющий рокабилли/рок-н-ролл и записавший с ним диск "No Cats" (DixieFrog, 1997).

После нескольких радио— и телеинтервью мы познакомились поближе, и он пригласил МИСТЕР ТВИСТЕР на джем. Там-то я и разглядел инструмент, начавший историю неорокабилли. Контрабас у Рокера обычный, если не считать отсутствия одной нижней обечайки. А проще — с дырой в боку, куда вставлен "бортовой" предусилитель, да так и не прикрыт для быстрого доступа к батарее и ручке громкости. А снизу к шпилю крепится колесо для удобства перевозки. Увидев у меня MUSIC BOX (3/1996 со статьей о Брайене Сетцере), Рокер и его музыканты заинтересовались им и попросили несколько разных номеров. Просмотрев их, Ли с удовольствием дал эксклюзивное интервью нашему журналу. Итак, сегодня в рокабилли-баре Ли Рокер.

ЧЕЛОВЕК, ПРИДУМАВШИЙ НАЗВАНИЕ "СТРЭЙ КЭТС", ВРЯД ЛИ ИМЕЛ ВВИДУ, ЧТО БЕЗДОМНЫЕ КОТЫ КОГДА-НИБУДЬ РАЗБРЕДУТСЯ ПО ДОМАМ. КАК ТЫ ОЩУЩАЕШЬ СЕБЯ, ВОЗГЛАВЛЯЯ СОБСТВЕННЫЙ КВАРТЕТ?

Очень здорово. До СТРЭЙ КЭТС у меня был состав MAD VIPERS (Злые гадюки). И мне нравится петь в своей группе.

СВОЯ ГРУППА — ЭТО ВЕДЬ НЕЛЕГКО? ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ ДУМАТЬ О БИЗНЕСЕ. ТЫ БОЛЬШЕ ЧУВСТВУЕШЬ НАГРУЗКУ ИЛИ НАСЛАЖДАЕШЬСЯ?

Я определенно наслаждаюсь такой жизнью. Хотя за многим надо следить, особенно в турне. В какой-то мере смотреть за музыкантами, контролировать, чтобы все шло гладко. Но я не представляю для себя другого занятия.

КАКИХ ТРУДНОСТЕЙ ТЫ НЕ ПРЕДВИДЕЛ?

Самое трудное — найти людей. С момента распада СТРЭЙ КЭТС в 1992 году, для записи сольника мне пришлось попробовать и прослушать множество музыкантов, прежде чем нашлись нужные люди. Было 3-4 гитариста, 2-3 барабанщика. Сейчас я рад представить ударника Стива Данкина, 10 лет работавшего с Рики Нелсоном (Ricky Nelson), Уилли Нелсоном (Willie Nelson), в группах DESERT ROSE и HELLECASTERS, уроженца Гавайских островов Адриана Демэйна — на полуакустическом "Гибсоне", и на "Телекастере" — Брофи Дэйла родом из Техаса.

ТРУДНО НАЙТИ ПОДХОДЯЩИХ ТЕБЕ И ДРУГ ДРУГУ МУЗЫКАНТОВ. КАК СОБИРАЕТСЯ ХОРОШАЯ ГРУППА? А ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ, КАК СТРЭЙ КЭТС?

Играть, конечно, надо уметь. Но есть некая вещь, которой не дашь определения: чудо, магия, появляющаяся среди людей, играющих вместе. Можно собрать 5 лучших в мире исполнителей — и группа окажется ужасной. Но вдруг собираются 5 ребят, которые просто хорошо играют — и получается отличный бэнд. ROLLING STONES такие. Разве Чарли Уоттс — лучший в мире барабанщик? А Рои Вуд — величайший гитарист? Но вместе они — РОЛЛИНГ СТОУНЗ! Ты счастлив, если находишь такой бэнд один-два раза в жизни и находишься в нем. И не всегда понимаешь, как тебе повезло.

ЗАБУДЕМ НА МИНУТУ ПРО СТИЛИ. КЕМ ИЗ БАСИСТОВ ТЫ ВОСХИЩАЕШЬСЯ?

Многими... Джазменами прежде всего. Рэй Браун (Ray Brown)! Чарлз Мингус (Charles Mingus) — отличный исполнитель с отличной техникой. Бас-гитарист Дак Данн (Duck Dunn), игравший 60-х соул и фанк на всех пластинках фирмы "Motown". Конечно, блюзовый гигант Уилли Диксон (Willie Dixon) и Билл Блэк (Bill Black), игравший у раннего Элвиса. Мне очень нравится лидер группы ROCKPILE Ник Лоу (Nick Lowe), где играл наш продюсер Дэйв Эдмундз (Dave Edmunds). Пол Маккартни, видимо, величайший басист всех времен.

КТО, ПО-ТВОЕМУ, БОЛЬШЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА РИТМ В ТРИО?

Как раз в трио на ритм работает вся команда — как в спорте. Одинаковая нагрузка. С добавлением инструментов все уже не так поровну. Но в трио спрятаться негде. Каждый должен "приходить вовремя"!
А ЕСЛИ КТО-ТО УВЛЕКАЕТСЯ?
Играя на контрабасе, несешь большую ритм-нагрузку. Для меня контрабас наполовину барабан, а наполовину — ноты... (Подмигивает и переходит на шепот). Басист за все в ответе!

ДЛЯ МЕНЯ ВТОРОЙ ПИК СТРЭЙ КЭТС БЫЛ В 1989 ГОДУ С ВЫХОДОМ ДИСКА "BLAST OFF". ОН БЫЛ ОЧЕНЬ СВЕЖИМ. ТЫ СОГЛАСЕН?
Да. Лучшие вещи были в ранний период, это 80-83 годы, первые две пластинки, и "Blast Off". He знаю, почему. Удачу нельзя проанализировать или рассчитать. Если ты музыкант, старайся написать хорошие песни, старайся играть. А вычислять, отчего люди покупают одну пластинку больше, чем другую, не стоит. Это уже не про музыку разговор, а про бизнес: фирма грамзаписи, поставки в магазины и вся эта чепуха. Я стараюсь об этом совсем не тревожиться. Должно волновать только то, что ты делаешь на сцене или в студии. А потом ты все отдаешь другим людям, и они могут делать с твоей музыкой, что хотят.


ТЫ НЕ ХОЧЕШЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ?
Может, и хотел бы, но это на самом деле нереально. Я делаю то, что делаю, а они, менеджеры, делают свое. Ну, иногда не делают.
(Смеется). Это их работа.


У ТЕБЯ ЗДОРОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТАКИМ ВЕЩАМ.
Именно здоровое. Можно заболеть или свихнуться, думая обо всем сразу.


ПРОЯСНИМ НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ ИСТОРИИ СТРЭЙ КЭТС. КАК ТЫ ПОЗНАКОМИЛСЯ С
ДЖИМОМ И БРАЙЕНОМ? ГОВОРЯТ, ЧТО ВЫ НА БРАЙЕНА НАТКНУЛИСЬ СЛУЧАЙНО,
ЗАЙДЯ В БАР, ГДЕ ОН ИГРАЛ.
Мы с Джимом (Slim Jim Fantom, барабаны) выросли вместе, он жил домах в десяти от меня. Наш городок Массапикуа лежит на берегу океана недалеко от Нью-Йорка, он довольно маленький: 50-60 тысяч. Мои
родители — классические музыканты, а отец — соло-кларнетист в Нью-йоркском Филармоническом Оркестре, профессор. Симфоническая музыка с детства, в семь лет я начал заниматься на виолончели, потом залез в рок-н-ролл. К 12 годам все мы уже имели инструменты.


ТЫ ИГРАЛ НА БАСУ...
...и Джим решил взяться за барабаны. Дополнить ритм-секцию.

ЕСЛИ БЫ ТЫ НЕ ИГРАЛ, ТО ДЖИМ, ВОЗМОЖНО, НЕ ВЗЯЛСЯ БЫ ЗА УДАРНУЮ УСТАНОВКУ? ТЫ БЫЛ КАТАЛИЗАТОРОМ?

Кто знает? (Смеется). Мы играли с Джимом в разных блю-зовых и рок-н-ролльных составах. Изредка с Брайеном (Brian Setzer, гитара) — знаешь, танцы, школы, колледж. Но когда я пересел на контрабас, а Джим заиграл на малой установке, стоя, и несколько раз Брайен поиграл с нами рокабилли, реакция была такой, что мы решили: давай бросим все группы и будем играть втроем.

СЕМЬЯ ДЛЯ ТЕБЯ — СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР?

Я много лет сходил с ума: кругосветные турне, миллионы пластинок, оттяг по полной программе. Конечно, семья стабилизирует, выводит из этого "полета". По крайней мере мне она нужна. Хорошо вести и домашнюю жизнь. Это держит тебя в форме. Кому ты нужен в разобранном виде! Гастролирую я меньше: месяца три в году. Остальное время сижу дома, пишусь в студии, сочиняю киномузыку, играю на пластинках у других — только что играл у Ринго Старра. Я женат, у меня 7-летний сын Джастин и 5-летняя дочь Сэйди. Здорово иметь детей. Сын только начал играть на виолончели. (Показывает свою детскую фотографию на вкладке к пластинке "Rant'n'Rave").

ТЫ БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ТВОИ ДЕТИ ИГРАЛИ РОК-Н-РОЛЛ?

Я не стал бы их останавливать. Пусть они будут счастливы, чем бы ни занимались. Я не стану заставлять их играть. Сын уже понимает, кто я: знает все песни, все слова и хочет играть. Отлично, но если он не сделает это своей профессией, тоже нормально. Музыка может оказаться трудной стезей. И если он станет врачом, хорошо. Поможет в старости. (Он смеется. Разговор заходит о менеджменте, о необходимости платить по $1000 за одноразовый показ артиста по ТВ и замкнутом круге: нет ТВ (радио, прессы) — пластинки не продаются, гастролей нет, даже клубов нет. И в худшем случае про тебя вообще никто не знает.)

У ВАС В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ ТАК ЖЕ?

Может быть... так же. Но об этом не особенно говорят, и большинство людей об этом не знает. Но если ты в музыкальном бизнесе, то этим занимается фирма грамзаписи. Еще в 50-х был скандал "payola" — взятки на радио и ТВ среди диск-жокеев всех рангов. Элэн Фрид (Alan Freed), придумавший слово "рок-н-ролл", на этом погорел. То же самое в какой-то мере происходит до сих пор. Это такой большой бизнес, столько денег задействовано. Одни фирмы торгуют музыкой, как другие — овсянкой, им неважно, чем торговать. Они просто швыряют в тебя деньгами. А потом они с тебя их "снимают". (Смеется).

САМЫЙ ИДИОТСКИЙ, НО НЕИЗБЕЖНЫЙ ВОПРОС: ТВОИ ОЩУЩЕНИЯ ОТ МОСКВЫ?

Я гулял по городу, по Красной площади, но мы работаем две недели с двумя выходными. Трудно еще от кириллического алфавита: не могу ничего понять. Но здесь интересно. Американские и европейские пластинки выходят в России, и 9 из 10 дисков — пиратские.

ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГРАМЗАПИСИ МИСТЕР ТВИСТЕР И СТРЭЙ КЭТС — В ОДНОЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ. И НИКТО НАС НЕ ОБДИРАЕТ. ВАШИХ БУТЛЕГОВ Я ТОЖЕ ПОЧТИ НЕ ВИДЕЛ. (К 2000 году пираты это дело "исправили")

Так ваши альбомы выпускает нормальная фирма грамзаписи, вам платят и все такое?

ДА. ТОЛЬКО ОНИ НЕ ОЧЕНЬ ПРОДАЮТСЯ, МЫ — НЕ МАЙКЛ ДЖЕКСОН. СЕЙЧАС В РОССИИ ТАК: ЕСЛИ НЕ ИМЕЕШЬ КОНТРАКТА, ТЫ — НИКТО, НА КАРТЕ ТЕБЯ НЕТ.

Приходиться работать? Много концертировать, как и нам! Мы во многом сближаемся, Россия и Америка. Ты вот рассказал, как застрелили президента русской фирмы грамзаписи. Лос-Анджелес тоже не самый безопасный город. Люди в Москве, видно, очень любят драться. Если это — русская душа, то она сродни техасской. Многие здесь, похоже, на грани и готовы сорваться. И во многих клубах не знают, как их остановить. Вместо того, чтобы их вытащить, охранники сами лезут в драку.

ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ ХОРОШАЯ МУЗЫКА, НАДО УМЕТЬ ИГРАТЬ И ВКЛАДЫВАТЬ ДУШУ. ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ ИНСТРУМЕНТ, СТРУНЫ, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО — А НЕ ТВОЯ ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ — ВМЕШИВАЕЮТСЯ В СУТЬ И ФОРМУ МУЗЫКИ?

Понял, куда ты гнешь. Но я загну в свою сторону: эта часть тоже важна. Раз ты музыкант — так инструмент твой должен звучать, как следует. И усилитель. Вот в чем разница: куча людей играет одни и те же ноты. Надо нащупать свой собственный звук. У меня 4 баса. Я работал над ними 20 лет — разные "звучки", разная электроника, разные комбики. Для меня необходимы стальные струны. "Thomastic" хороши, но сейчас играю тоже на европейских, датских струнах "Jauger". У меня 2 звукоснимателя. Активные EMG, то есть имеется предусилок. И "пьезик" (transducer) под грифом. Здесь в Москве я включаюсь в два комбика. Дома у меня двухканальный "Аmреg" 350 Вт: один канал для "низа", другой для "слэпа". Мне больше нравятся маленькие динамики, 10-дюймовые, они быстрее реагируют на слэп. У 15-дюймовых заметная инерция. Моя комбинация — это 8х10''.

У ТЕБЯ КОЛОНКА СДЕЛАНА НА ЗАКАЗ?

Нет, это комбо "Ampeg SVT", полностью ламповый, никаких транзисторов.

ДЕЖУРНЫЙ ВОПРОС ВСЕМ БАСИСТАМ: КАК НАСЧЕТ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ИНСТРУМЕНТА? Я МУЧАЮСЬ С 40-КИЛОГРАММОВОЙ "ЛЕДИ".

Oh, boy! (смесь притворного и непритворного ужаса). Обычно у меня тяжелый металлический кофр с мягкими прокладками изнутри. Сам бас еще и в мягком нейлоновом чехле. Но в этом турне компания, постоянно перевозящая мой бас, уведомила меня, что его стоит взять с собой в самолет. В Москве такая долгая таможня, что я просто не успею на нем поиграть, и что надо посылать бас за 2 месяца до гастролей. Или за 2 года. Я полетел из Лос-Анджелеса в Лондон, потом в Мадрид. И вот в Испании компания "Бритиш Эйруэйз" не разрешает заносить контрабас в самолет. Они положили его вниз в багаж, и гриф отломился... Мне повезло и, хотя в Мадриде ВСЁ в августе закрыто, все в отпусках, я нашел мастерскую, где ремонтируют инструменты для оперы.

СКОЛЬКО?

700 долларов. Но теперь бас звучит уже не так. По приезду домой я, наверное, отправлю его "на пенсию". Так что теперь у меня большая проблема с "Бритиш Эйруэйз". Или у них с моим юристом: мы пробуем судиться. Они готовы оплатить ремонт, но дело не в том. На этом инструменте я записал "Rock This Town", играл с Джоджем Харрисоном и Эриком Клэптоном, и он уже не тот, что прежде. У контрабасистов всего мира одни трудности. Я уверен, у тебя тоже ломали бас. (Мы смеемся, и я рассказываю ему о русской зиме и тамбовских дорогах, где на первой же колдобине у меня отломился гриф). Я всегда беру много запасов — подставки, струны, электронику. На 3 мадридских концерта я арендовал бас и приклеил все к нему "скотчем", звучки и предусилитель. Бас оказался маленький, кажется, "половинный" (2/4), как виолончель, гриф не так ощущался. Даже встать на него нельзя, поэтому я сказал: "Никаких фото!"

НАВЕРНОЕ, ВСЕ КОНТРАБАСИСТЫ РЕМОНТИРУЮТ ИНСТРУМЕНТ САМИ?

Надо знать, как это делается. В Калифорнии есть мастерская "World Of Strings" (Мир струнных), где чинят инструменты все знаменитые джазмены и я. Но в турне ты должен уметь делать это сам. Перед концертом вечно что-то ломается. Я не клею: нет стола, нет струбцин, но простой ремонт — подставка, электроника, звучки — я могу сделать. Взглянув на твой бас, мастер уж точно протрет глаза. И тот малый в Мадриде, который чинит разных Страдивари для Мадридского Симфонического, схватился за голову при виде моего баса. Я сказал: "Ты давай, просто клей, крепи гриф и не бери в голову, как он звучит!" Удивило меня то, что на вопрос: "Хочешь компакт-диск?" — он горячо закивал: "Конечно!" — и включил его в мастерской, куда заходят люди, играющие Бетховена. А тут мой новый альбом звучит. Я возгордился слегка...

КОНТРАБАС И БАС-БАРАБАН КОНФЛИКТУЮТ В МИКСЕ. ТВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗВУКОИНЖЕНЕРУ?

Всегда проблема, когда разные звуки сидят на одной частоте. Он должен решить, кто победит. Я обычно велю срезать на бочке все ниже 80 Гц. У контрабаса много суперниза: от 40 до 80, может 100 Гц, бочку надо сделать чуть "выше".

А СЛЭП? БОЧКА ТОЖЕ ШЛЕПАЕТ ПЕДАЛЬЮ.

Подзвучивая бочку, не ставьте микрофон слишком близко. Я считаю, нужно вырезать передний пластик бочки. Традиционные барабанщики этого не любят. Либо снимай передний пластик, либо вырезай и держи микрофон дальше и выше самой колотушки. И лучше из фетра, мягкого материала, не дерева. Не такой острый звук.

"КОТОВ" ПРОДЮСИРОВАЛ ДЭЙВ ЭДМУНДЗ. ТЫ — ПРОДЮСЕР СВОИХ АЛЬБОМОВ. ПО-ТВОЕМУ, ТЕБЕ ЭТО УДАЕТСЯ?

Я свел три своих альбома и продюсирую других, когда сам не гастролирую. Мне посчастливилось поработать с Дэйвом немало, а также с Найлом Роджерзом (Nile Rogers), Доном Гэйманом (Don Gehman) и другими. Я всегда был начеку, внимательно смотрел, что они делают, и главное — слушал. Я даже прослушал несколько курсов для звукоинженеров, и все хорошо понимаю. Но технические знания не так важны, как твои уши. Многие инженеры про это забывают и смотрят на стрелки. Они не слушают, а смотрят. Главное — слушать. Я всегда больше любил аналоговую пленку. Звук теплее, больше низа. В России, видно, сейчас все есть, но сравнительно недавно появились новые 2-дюймовые пленки: АМРЕХ 499 и ЗМ 996. Очень толстые с большим слоем оксида. Почти бесшумные, как цифровые. Я понимаю теорию записи на магнитную ленту. А цифровая... Все-таки музыка — это не нули и единицы. Не с компьютером мы разговариваем. Отличный звук получается, когда пишешь с большим отношением сигнал/шум, на грани уровень/пленка. Такой звук все убирает! Я стараюсь не использовать цифровые обработки: лучше отнести микрофоны, использовать естественную реверберацию комнаты, поискать акустику. А для рокабилльного, действительно традиционного звука с обработкой "слэп-бэк" (slap-back) надо пускать сигнал через другой магнитофон, используя его как дилэй. Раньше ревер был ленточный. Дома у меня портастудия Tascam 488, компрессоры, дилэи, ревера, драм-машина. Это альбом эскизов для группы: смотрите, вот идея, отсюда можно все менять.

У ТЕБЯ ЕСТЬ ХОББИ?

Во времена СТРЭЙ КЭТС мы брали в большие турне мячи, перчатки и биты для бейсбола, клали в авиарэки с аппаратурой. В СТРЭЙ КЭТС мы можем позволить довольно большую "постановку": гитарный, басовый, барабанный техники, звуковики, световики — 9 человек. Это полная команда. Приезжая в города, мы находили людей для игры: другие ансамбли, штат радиостанций. Или в парке, например, звали отдыхающих: "Эй, давай сыграем!" Очень весело. Сейчас я живу в Южной Калифорнии, очень близко к Мексике, где-то на полпути между Лос-Анджелесом и Сан-Диего, в очень маленьком городке Лагуна-Бич на берегу океана. Немного сёрфинга, но больше плаваю. Такие простые радости. Помимо музыки.

ТАК МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО МУЗЫКА — ЭТО ВСЯ ТВОЯ ЖИЗНЬ?

Нет. Но большая часть. По-моему, надо стараться все сбалансировать. Ты же не всегда на сцене, не все время делаешь музыку. Для меня не менее важно и просто жить, иметь семью — хотя времени на это остается немного.

ПОЧЕМУ "КОТЫ" РАЗБЕЖАЛИСЬ ПО СВОИМ КРЫШАМ? УСТАЛИ, СТАЛО НЕИНТЕРЕСНО?

Знаешь, 13 лет в одном составе... Мы захотели поделать разные вещи по музыке, по стилю. Вместе "коты" играют редко. Но в следующем году сыграем 10 концертов в Японии, может, еще где-то в Азии.

А ТЕПЕРЬ ТВОЕ САМОЕ ТЯЖКОЕ БРЕМЯ! (Ли Рокер, смеясь, подписывает все свои пластинки). ТАК ЧТО, "БЕЗДОМНЫЕ КОТЫ" ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЖИВУЧИ, КАК КОШКИ?

А ты как думал!

интервью опубликовано в журнале МЮЗИКБОКС #4/1997

обратно/back

Если вашим друзьям интересен наш сайт, но у них нет компьютера или Интернета, распечатайте эти страницы и дайте им почитать.

© "Рокабиллисвинг" 2001
Материалы "Рокабиллисвинга" являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов из зарубежных изданий. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Рокабиллисвинга" другими изданиями (как сетевыми, так и обычными), но просит сохранять авторство и ссылаться на нас. Заранее благодарим за сообщение о перепечатке.

Бесплатный конструктор сайтовuCoz