Leerocker1 | |||
![]() ![]()
ЧЕЛОВЕК, ПРИДУМАВШИЙ НАЗВАНИЕ "СТРЭЙ КЭТС", ВРЯД ЛИ ИМЕЛ ВВИДУ, ЧТО БЕЗДОМНЫЕ КОТЫ КОГДА-НИБУДЬ РАЗБРЕДУТСЯ ПО ДОМАМ. КАК ТЫ ОЩУЩАЕШЬ СЕБЯ, ВОЗГЛАВЛЯЯ СОБСТВЕННЫЙ КВАРТЕТ? Очень здорово. До СТРЭЙ КЭТС у меня был состав MAD VIPERS (Злые гадюки). И мне нравится петь в своей группе. СВОЯ ГРУППА — ЭТО ВЕДЬ НЕЛЕГКО? ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ ДУМАТЬ О БИЗНЕСЕ. ТЫ БОЛЬШЕ ЧУВСТВУЕШЬ НАГРУЗКУ ИЛИ НАСЛАЖДАЕШЬСЯ? Я определенно наслаждаюсь такой жизнью. Хотя за многим надо следить, особенно в турне. В какой-то мере смотреть за музыкантами, контролировать, чтобы все шло гладко. Но я не представляю для себя другого занятия.
Самое трудное — найти людей. С момента распада СТРЭЙ КЭТС в 1992 году, для записи сольника мне пришлось попробовать и прослушать множество музыкантов, прежде чем нашлись нужные люди. Было 3-4 гитариста, 2-3 барабанщика. Сейчас я рад представить ударника Стива Данкина, 10 лет работавшего с Рики Нелсоном (Ricky Nelson), Уилли Нелсоном (Willie Nelson), в группах DESERT ROSE и HELLECASTERS, уроженца Гавайских островов Адриана Демэйна — на полуакустическом "Гибсоне", и на "Телекастере" — Брофи Дэйла родом из Техаса. ТРУДНО НАЙТИ ПОДХОДЯЩИХ ТЕБЕ И ДРУГ ДРУГУ МУЗЫКАНТОВ. КАК СОБИРАЕТСЯ ХОРОШАЯ ГРУППА? А ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ, КАК СТРЭЙ КЭТС? Играть, конечно, надо уметь. Но есть некая вещь, которой не дашь определения: чудо, магия, появляющаяся среди людей, играющих вместе. Можно собрать 5 лучших в мире исполнителей — и группа окажется ужасной. Но вдруг собираются 5 ребят, которые просто хорошо играют — и получается отличный бэнд. ROLLING STONES такие. Разве Чарли Уоттс — лучший в мире барабанщик? А Рои Вуд — величайший гитарист? Но вместе они — РОЛЛИНГ СТОУНЗ! Ты счастлив, если находишь такой бэнд один-два раза в жизни и находишься в нем. И не всегда понимаешь, как тебе повезло.
Многими... Джазменами прежде всего. Рэй Браун (Ray Brown)! Чарлз Мингус (Charles Mingus) — отличный исполнитель с отличной техникой. Бас-гитарист Дак Данн (Duck Dunn), игравший 60-х соул и фанк на всех пластинках фирмы "Motown". Конечно, блюзовый гигант Уилли Диксон (Willie Dixon) и Билл Блэк (Bill Black), игравший у раннего Элвиса. Мне очень нравится лидер группы ROCKPILE Ник Лоу (Nick Lowe), где играл наш продюсер Дэйв Эдмундз (Dave Edmunds). Пол Маккартни, видимо, величайший басист всех времен. КТО, ПО-ТВОЕМУ, БОЛЬШЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА РИТМ В ТРИО? Как раз в трио на ритм работает вся команда — как в спорте. Одинаковая нагрузка. С добавлением инструментов все уже не так поровну. Но в трио спрятаться негде. Каждый должен "приходить вовремя"! ДЛЯ МЕНЯ ВТОРОЙ ПИК СТРЭЙ КЭТС БЫЛ В 1989 ГОДУ С ВЫХОДОМ ДИСКА "BLAST OFF". ОН БЫЛ ОЧЕНЬ СВЕЖИМ. ТЫ СОГЛАСЕН?
ЕСЛИ БЫ ТЫ НЕ ИГРАЛ, ТО ДЖИМ, ВОЗМОЖНО, НЕ ВЗЯЛСЯ БЫ ЗА УДАРНУЮ УСТАНОВКУ? ТЫ БЫЛ КАТАЛИЗАТОРОМ? Кто знает? (Смеется). Мы играли с Джимом в разных блю-зовых и рок-н-ролльных составах. Изредка с Брайеном (Brian Setzer, гитара) — знаешь, танцы, школы, колледж. Но когда я пересел на контрабас, а Джим заиграл на малой установке, стоя, и несколько раз Брайен поиграл с нами рокабилли, реакция была такой, что мы решили: давай бросим все группы и будем играть втроем. СЕМЬЯ ДЛЯ ТЕБЯ — СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР? Я много лет сходил с ума: кругосветные турне, миллионы пластинок, оттяг по полной программе. Конечно, семья стабилизирует, выводит из этого "полета". По крайней мере мне она нужна. Хорошо вести и домашнюю жизнь. Это держит тебя в форме. Кому ты нужен в разобранном виде! Гастролирую я меньше: месяца три в году. Остальное время сижу дома, пишусь в студии, сочиняю киномузыку, играю на пластинках у других — только что играл у Ринго Старра. Я женат, у меня 7-летний сын Джастин и 5-летняя дочь Сэйди. Здорово иметь детей. Сын только начал играть на виолончели. (Показывает свою детскую фотографию на вкладке к пластинке "Rant'n'Rave"). ТЫ БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ТВОИ ДЕТИ ИГРАЛИ РОК-Н-РОЛЛ? Я не стал бы их останавливать. Пусть они будут счастливы, чем бы ни занимались. Я не стану заставлять их играть. Сын уже понимает, кто я: знает все песни, все слова и хочет играть. Отлично, но если он не сделает это своей профессией, тоже нормально. Музыка может оказаться трудной стезей. И если он станет врачом, хорошо. Поможет в старости. (Он смеется. Разговор заходит о менеджменте, о необходимости платить по $1000 за одноразовый показ артиста по ТВ и замкнутом круге: нет ТВ (радио, прессы) — пластинки не продаются, гастролей нет, даже клубов нет. И в худшем случае про тебя вообще никто не знает.)
Может быть... так же. Но об этом не особенно говорят, и большинство людей об этом не знает. Но если ты в музыкальном бизнесе, то этим занимается фирма грамзаписи. Еще в 50-х был скандал "payola" — взятки на радио и ТВ среди диск-жокеев всех рангов. Элэн Фрид (Alan Freed), придумавший слово "рок-н-ролл", на этом погорел. То же самое в какой-то мере происходит до сих пор. Это такой большой бизнес, столько денег задействовано. Одни фирмы торгуют музыкой, как другие — овсянкой, им неважно, чем торговать. Они просто швыряют в тебя деньгами. А потом они с тебя их "снимают". (Смеется). САМЫЙ ИДИОТСКИЙ, НО НЕИЗБЕЖНЫЙ ВОПРОС: ТВОИ ОЩУЩЕНИЯ ОТ МОСКВЫ? Я гулял по городу, по Красной площади, но мы работаем две недели с двумя выходными. Трудно еще от кириллического алфавита: не могу ничего понять. Но здесь интересно. Американские и европейские пластинки выходят в России, и 9 из 10 дисков — пиратские. ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГРАМЗАПИСИ МИСТЕР ТВИСТЕР И СТРЭЙ КЭТС — В ОДНОЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ. И НИКТО НАС НЕ ОБДИРАЕТ. ВАШИХ БУТЛЕГОВ Я ТОЖЕ ПОЧТИ НЕ ВИДЕЛ. (К 2000 году пираты это дело "исправили") Так ваши альбомы выпускает нормальная фирма грамзаписи, вам платят и все такое? ДА. ТОЛЬКО ОНИ НЕ ОЧЕНЬ ПРОДАЮТСЯ, МЫ — НЕ МАЙКЛ ДЖЕКСОН. СЕЙЧАС В РОССИИ ТАК: ЕСЛИ НЕ ИМЕЕШЬ КОНТРАКТА, ТЫ — НИКТО, НА КАРТЕ ТЕБЯ НЕТ. Приходиться работать? Много концертировать, как и нам! Мы во многом сближаемся, Россия и Америка. Ты вот рассказал, как застрелили президента русской фирмы грамзаписи. Лос-Анджелес тоже не самый безопасный город. Люди в Москве, видно, очень любят драться. Если это — русская душа, то она сродни техасской. Многие здесь, похоже, на грани и готовы сорваться. И во многих клубах не знают, как их остановить. Вместо того, чтобы их вытащить, охранники сами лезут в драку.
Понял, куда ты гнешь. Но я загну в свою сторону: эта часть тоже важна. Раз ты музыкант — так инструмент твой должен звучать, как следует. И усилитель. Вот в чем разница: куча людей играет одни и те же ноты. Надо нащупать свой собственный звук. У меня 4 баса. Я работал над ними 20 лет — разные "звучки", разная электроника, разные комбики. Для меня необходимы стальные струны. "Thomastic" хороши, но сейчас играю тоже на европейских, датских струнах "Jauger". У меня 2 звукоснимателя. Активные EMG, то есть имеется предусилок. И "пьезик" (transducer) под грифом. Здесь в Москве я включаюсь в два комбика. Дома у меня двухканальный "Аmреg" 350 Вт: один канал для "низа", другой для "слэпа". Мне больше нравятся маленькие динамики, 10-дюймовые, они быстрее реагируют на слэп. У 15-дюймовых заметная инерция. Моя комбинация — это 8х10''. У ТЕБЯ КОЛОНКА СДЕЛАНА НА ЗАКАЗ? Нет, это комбо "Ampeg SVT", полностью ламповый, никаких транзисторов. ДЕЖУРНЫЙ ВОПРОС ВСЕМ БАСИСТАМ: КАК НАСЧЕТ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ИНСТРУМЕНТА? Я МУЧАЮСЬ С 40-КИЛОГРАММОВОЙ "ЛЕДИ". Oh, boy! (смесь притворного и непритворного ужаса). Обычно у меня тяжелый металлический кофр с мягкими прокладками изнутри. Сам бас еще и в мягком нейлоновом чехле. Но в этом турне компания, постоянно перевозящая мой бас, уведомила меня, что его стоит взять с собой в самолет. В Москве такая долгая таможня, что я просто не успею на нем поиграть, и что надо посылать бас за 2 месяца до гастролей. Или за 2 года. Я полетел из Лос-Анджелеса в Лондон, потом в Мадрид. И вот в Испании компания "Бритиш Эйруэйз" не разрешает заносить контрабас в самолет. Они положили его вниз в багаж, и гриф отломился... Мне повезло и, хотя в Мадриде ВСЁ в августе закрыто, все в отпусках, я нашел мастерскую, где ремонтируют инструменты для оперы. СКОЛЬКО?
НАВЕРНОЕ, ВСЕ КОНТРАБАСИСТЫ РЕМОНТИРУЮТ ИНСТРУМЕНТ САМИ? Надо знать, как это делается. В Калифорнии есть мастерская "World Of Strings" (Мир струнных), где чинят инструменты все знаменитые джазмены и я. Но в турне ты должен уметь делать это сам. Перед концертом вечно что-то ломается. Я не клею: нет стола, нет струбцин, но простой ремонт — подставка, электроника, звучки — я могу сделать. Взглянув на твой бас, мастер уж точно протрет глаза. И тот малый в Мадриде, который чинит разных Страдивари для Мадридского Симфонического, схватился за голову при виде моего баса. Я сказал: "Ты давай, просто клей, крепи гриф и не бери в голову, как он звучит!" Удивило меня то, что на вопрос: "Хочешь компакт-диск?" — он горячо закивал: "Конечно!" — и включил его в мастерской, куда заходят люди, играющие Бетховена. А тут мой новый альбом звучит. Я возгордился слегка... КОНТРАБАС И БАС-БАРАБАН КОНФЛИКТУЮТ В МИКСЕ. ТВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗВУКОИНЖЕНЕРУ? Всегда проблема, когда разные звуки сидят на одной частоте. Он должен решить, кто победит. Я обычно велю срезать на бочке все ниже 80 Гц. У контрабаса много суперниза: от 40 до 80, может 100 Гц, бочку надо сделать чуть "выше". А СЛЭП? БОЧКА ТОЖЕ ШЛЕПАЕТ ПЕДАЛЬЮ. Подзвучивая бочку, не ставьте микрофон слишком близко. Я считаю, нужно вырезать передний пластик бочки. Традиционные барабанщики этого не любят. Либо снимай передний пластик, либо вырезай и держи микрофон дальше и выше самой колотушки. И лучше из фетра, мягкого материала, не дерева. Не такой острый звук. "КОТОВ" ПРОДЮСИРОВАЛ ДЭЙВ ЭДМУНДЗ. ТЫ — ПРОДЮСЕР СВОИХ АЛЬБОМОВ. ПО-ТВОЕМУ, ТЕБЕ ЭТО УДАЕТСЯ? Я свел три своих альбома и продюсирую других, когда сам не гастролирую. Мне посчастливилось поработать с Дэйвом немало, а также с Найлом Роджерзом (Nile Rogers), Доном Гэйманом (Don Gehman) и другими. Я всегда был начеку, внимательно смотрел, что У ТЕБЯ ЕСТЬ ХОББИ? Во времена СТРЭЙ КЭТС мы брали в большие турне мячи, перчатки и биты для бейсбола, клали в авиарэки с аппаратурой. В СТРЭЙ КЭТС мы можем позволить довольно большую "постановку": гитарный, басовый, барабанный техники, звуковики, световики — 9 человек. Это полная команда. Приезжая в города, мы находили людей для игры: другие ансамбли, штат радиостанций. Или в парке, например, звали отдыхающих: "Эй, давай сыграем!" Очень весело. Сейчас я живу в Южной Калифорнии, очень близко к Мексике, где-то на полпути между Лос-Анджелесом и Сан-Диего, в очень маленьком городке Лагуна-Бич на берегу океана. Немного сёрфинга, но больше плаваю. Такие простые радости. Помимо музыки. ТАК МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО МУЗЫКА — ЭТО ВСЯ ТВОЯ ЖИЗНЬ? Нет. Но большая часть. По-моему, надо стараться все сбалансировать. Ты же не всегда на сцене, не все время делаешь музыку. ПОЧЕМУ "КОТЫ" РАЗБЕЖАЛИСЬ ПО СВОИМ КРЫШАМ? УСТАЛИ, СТАЛО НЕИНТЕРЕСНО? Знаешь, 13 лет в одном составе... Мы захотели поделать разные вещи по музыке, по стилю. Вместе "коты" играют редко. Но в следующем году сыграем 10 концертов в Японии, может, еще где-то в Азии. А ТЕПЕРЬ ТВОЕ САМОЕ ТЯЖКОЕ БРЕМЯ! (Ли Рокер, смеясь, подписывает все свои пластинки). ТАК ЧТО, "БЕЗДОМНЫЕ КОТЫ" ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЖИВУЧИ, КАК КОШКИ? А ты как думал! интервью опубликовано в журнале МЮЗИКБОКС #4/1997 обратно/backЕсли вашим друзьям интересен наш сайт, но у них нет компьютера или Интернета, распечатайте эти страницы и дайте им почитать. © "Рокабиллисвинг" 2001 |
|
||
Бесплатный конструктор сайтов — uCoz |